К ссылкам

Популярная музыка XX века

Музыкальное лицо XX века можно определить коротким, но таким емким и многоликим словом, как "рок". Рок -- это не просто конгломерат взаимосвязанных и взаимопроникающих музыкальных направлений и течений, это образ жизни и мышления, это социокультурная "прокладка", на фоне которой происходили многие важные для истории события, это настоящее дерево с глубокими корнями и разветвленной кроной, чьи ветви порой даже не слишком-то и похожи друг на друга. Во Всемирной Сети множество уголков, где и знаток-меломан, и зеленый новичок могут утолить свою жажду информации о музыкальных кумирах прошлого и настоящего.

Госпелс и спиричуэлс
У чернокожих музыка в крови. А нечеловеческие условия, в которые попали привезенные из Африки в Америку рабы, вовсю стимулировали их "народное творчество". Все, что им оставалось после изматывающей работы на белого барина, это в музыкально-ритмической форме обратиться к Господу Богу (как ни странно, они его нашли в христианстве). Так появились полные страсти и драйва (энергетического посыла) негритянские песнопения на христианскую тематику -- спиричуэлс (духовные песни) и госпелс (что в переводе с английского означает евангелия). В результате своеобразного сплава блюза и спиричуэлс родился ритм-энд-блюз.
http://www.gospelcity.com/
http://www.blackgospel.com/
http://www.gospelforce.com/


Блюз
Как у настоящего джаза, доступного лишь узкому кругу знатоков, так и у рока, на всех углах заявляющего о своей демократичности, общие предки, такие, как, например, блюз. Не раз мне приходилось объяснять людям, считающим блюзом любую медленную танцевальную мелодию, что они более чем неправы. Не темп определяет "блюзовость" музыкального произведения (нередко встречаются и быстрые блюзы -- вот она, предтеча рок-н-ролла!), а совершенно определенные ритмические и гармонические структуры, а также щемяще-печальное настроение. Одно из значений слова "blue" -- "печальный". Здорово сказал какой-то музыкальный критик. "Блюз -- это когда хороший человек поет о том, как ему плохо". Кстати, рок-энциклопедия, изданная журналом Rolling Stone, определила блюз как "жизнеутверждающую музыку, рожденную из душевной боли". Блюзмены обычно выступают до глубокой старости и фактически умирают на сцене.  Основной блюзовый инструмент -- гитара -- впоследствии занял доминирующее положение и в роке.
Блюз.ру
John Lee Hooker

Muddy Waters
Howling Wolf

B. B. King

Ритм-энд-блюз -- Мотаун и Мемфис Соул -- Фанки
Выражение "ритм-энд-блюз" появилось в начале 40-х годов и служило для описания черной американской поп-музыки, представлявшей собой своего рода ритмически акцентированный "развлекательный, несерьезный" блюз. В те годы словосочетание "ритм-энд-блюз" просто заменило неблагозвучный термин "расовая музыка", как с начала ХХ века белые американцы называли вариации черного блюза.
www.rbpage.com
www.soulsvilleusa.com
Ray Charles
Sam Cooke
Otis Redding
Aretha Franklin
James Brown

Кантри
Если блюз -- это "вотчина" афроамериканцев, то кантри -- музыка ослепительно-белая, можно сказать даже англосаксонская, поскольку зародилась она в американской "сельской глубинке" в среде британских переселенцев. В ней явственно чувствуются кельтские мотивы, музыкальное полотно ткут струнные инструменты, среди которых выделяется скрипка с совершенно особым звучанием, которую в отличие от классической violin называют fiddle, нечто вроде "пиликалки". В словах сельских песен находим все те же вечные темы -- красота родного края, счастливая и несчастная любовь. Центром кантри-музыки еще в тридцатые годы стал Нэшвилл (штат Теннесси).
История музыки кантри
Джонни Кэш
Вилли Нелсон
Хэнк Уильямс
Глен Кэмпбелл
Рой Экафф

Рок-н-ролл
Легенда гласит, что авторство термина "рок-н-ролл" принадлежит диск-жокею из Кливленда Алану Фриду, вспомнившему строчку из старой песни "We gonna rock, we gonna roll" и назвавшему этим словом в 1954 году музыкальный стиль, где сочетались четкая блюзовая ритмическая основа и элементы кантри, то есть вклад в него внесла и "белая", и "черная" Америка, а среди лучших исполнителей "золотой эры рок-н-ролла" были как англосаксы (Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли), так и афроамериканцы (Чак Берри, Литтл Ричард). В самом начале основной аудиторией, конечно, стала молодежь, видевшая в нем некую отдушину и способ убежать от родительской опеки, тем самым начала формироваться молодежная контр-культура, развитие которой на всех временных отрезках было неразрывно связано с рок-музыкой во всех ее многочисленных ипостасях.
www.rocknrollvault.com
rocknrollzone.com
www.idigrocknrollmusic.com
Билл Хэйли
Элвис Пресли
Джерри Ли Льюис
Чак Берри
Бадди Холли
Beatles
http://www.getback.org/
Searchers

Hollies
Herman's Hermits
Kinks
Cliff Richard

Британский блюз и ритм-энд-блюз
Чистенькие и аккуратненькие британские бит-группы черпали свое вдохновение в "белом" рок-н-ролле и английской разновидности кантри, именуемой "скиффл", но на брегах туманного Альбиона параллельным курсом шли команды, ориентировавшиеся на "черное" блюзовое звучание. Некоторые из них, такие, как Animals, сверкнули парой-тройкой жемчужин (непревзойденный "Дом восходящего солнца") и постепенно сошли на нет, другим же была суждена долгая жизнь в течение многих десятилетий. Самый показательный пример -- Rolling Stones.
Animals
Rolling Stones
Who
Cream
Эрик Клэптон

Психоделия
"Лето любви" 1967 года в Сан-Франциско, "власть цветов", спокойные и отстраненные хиппи с их лозунгом "Занимайтесь любовью, а не войной". Кроме балахонов, колокольчиков и бубенчиков, хиппи очень любили совершать "путешествия" с помощью "кислоты" (так на жаргоне называли модный синтетический галлюциноген LSD). Все произведения, так или иначе связанные с наркотиками, тут же подпадали под определение "психоделические". Затем этот термин стали применять к музыке со странными и неожиданными гармоническими и тональными поворотами, короче, звуковым экспериментам, широко открывающим "двери восприятия". На заре своей музыкальной карьеры Pink Floyd считалась ведущей британской психоделик-группой, но постепенно она перешла на стезю арт-рока.
Doors
Jefferson Airplane
Grateful Dead
Pink Floyd --
http://www.pinkfloyd.co.uk/

Hard Rock -- Heavy Metal
Как ни странно, у очень многих слово "рок" вызывает совершенно однозначные и определенные ассоциации c жестом "коза", черными кожанками, увешанными цепями, то есть атрибутами того стиля, который называется "тяжелый", или "металлический" рок. Именно тяжелый рок подарил миру настоящих виртуозов-инструменталистов, а в период его расцвета гитаристы стали настоящими рок-героями. Ну как же не вспомнить таких "монстров рок-гитары", как Джимми Пэйдж (Led Zeppelin) или Ричи Блэкмор (Deep Purple). Но все же не будем забывать, что первым по-настоящему великим гитарным героем был безвременно погибший гений Джими Хендрикс. Иногда он относился к своей гитаре, как к женщине, иногда они составляли одно целое. Многое из арсенала Хендрикса переняли его последователи, но такого уникума как он, больше не было
Jimi Hendrix
Deep Purple
http://www.deep-purple.ru/
Led Zeppelin
http://www.ledzeppelin.ru/
Black Sabbath

Grand Funk Railroad

Арт Рок -- Adult (Album) Oriented Rock
В 50--60-е годы основной "музыкальной единицей", на которую в первую очередь ориентировались как сами музыканты, так и продюсеры, был "сингл" -- маленькая виниловая пластинка на 45 оборотов с двумя песнями. Но начиная с исторического битловского "Оркестра одиноких сердец сержанта Пеппера", в рок-лексикон вошло понятие "альбомное мышление". Все больше групп обратилось к "крупным формам", для которых "синглы" явно не годились, их альбомы были не просто подборками более или менее удачных песен, а представляли собой настоящие сюиты, объединенные единой концепцией. Нередко в такой музыке чувствовались отголоски академической музыки, сплошь и рядом для записи пластинок привлекались симфонические и камерные оркестры.
Yes
Emerson, Lake & Palmer
Moody Blues
King Crimson
Electric Light Orchestra
http://www.spaceportelo.com/


Рок-опера и рок-мюзикл
"Крупная форма" нашла свое развитие в рок-операх и рок-мюзиклах. Первые из них появились во второй половине 60-х годов. В "рок-мюзикле о племенной любви" под названием "Волосы" были отражены практически все темы, актуальные для тогдашней молодежи: движение хиппи, война во Вьетнаме, наркотики, мода на восточные религии. Многие из его фрагментов (Aquarius, Let the Sunshine In, Hair) вошли в репертуар самых разных ансамблей и исполняются до сих пор, а выдающийся режиссер Милош Форман сделал прекрасную экранизацию. О культовой опере "Иисус Христос -- суперзвезда" наслышаны, думаю, все, а вот "Томми", творение незаурядной британской группы The Whо, притча о слепоглухонемом мальчике, полная аллегорий и замечательных музыкальных номеров, заслуживает большего внимания.
Hair
Jesus Christ Superstar
,
anna.comcor.ru/superstar
Tommy


Фолк-рок
Народные американские песни обычно исполнялись в сопровождении простой акустической гитары. Когда же на одном из крупных фестивалей молодой, но уже знаменитый своими песнями протеста Боб Дилан вышел на сцену в сопровождении ребят с электрифицированными инструментами, это было воспринято как настоящий шок. Пик популярности фолк-рока пришелся на середину 60-х, когда песни дуэта Simon and Garfunkel, групп Byrds и Loving Spoonful и других исполнителей пела не только Америка, но и весь остальной мир. Кстати, знаменитая сегодня Шер начинала свой творческий путь в фолк-рок-дуэте со своим тогдашним мужем Сони Боно.
Саймон и Гарфанкл,
home.att.net/~sandg
Боб Дилан
www.sansan.com.ua
Byrds

Джаз-Рок -- Фьюжн
Слово "фьюжн" по-английски означает "сплав", "слияние". В результате безумных реакций, происходивших в этом "плавильном тигле", сочетание элементов джаза и рока породило наследника, взявшего понемногу от каждого из "родителей". В середине 60-х великий джазовый трубач Майлз Дэвис стал привлекать рок-музыкантов и поручать им серьезные импровизационные партии. А к концу того удивительного для рок-творчества десятилетия выдвинулись два блестящих коллектива, играющих рок с ярко выраженным голосом группы медных духовых: ансамбль Blood, Sweat & Tears выглядел очень мощно (во многом благодаря незабываемому голосу вокалиста Дэвида Клейтон-Томаса), однако пороху хватило ненадолго, зато Chicago существует и сегодня, хотя, конечно, ее звездный час уже в далеком прошлом.
Майлз Дэвис
Blood, Sweat & Tears
Chicago
John McLaughlin and Mahavishnu Orchestra
Алексей Козлов и "Арсенал"

Глэм-рок
В первой половине 70-х, когда уже "в полный рост" звучали тяжелые аккорды пионеров хард-рока, на музыкальной сцене сформировался стиль, который назвали "усыпанным блестками". Для его представителей концертные выступления стали, пожалуй, более важной составляющей, чем выпуск пластинок (они, кстати, тоже занимали высокие места во всевозможных чартах). В коммерческом отношении все было просчитано просто здорово. Глэм-роковые исполнители сочетали в своих композициях простоту поп-музыки и некоторые находки хард-рока, зато на сцене творилось нечто невообразимое. Костюмы самых невероятных фасонов и расцветок, сценические имиджи -- от марсиан до скелетов. Но если у тех же хиппи эпатаж был естественным, то глэмовские хэппенинги носили откровенно коммерческий характер. Близким к глэму можно считать и творчество столь популярной в наших краях группы Queen.
История глэм-рока
T Rex
David Bowie
Slade
Sweet
Kiss
Queen

Панк-рок -- Новая волна
Панк-рок пришелся на середину семидесятых -- "рассерженная" английская молодежь решила, что сложившийся институт рока обуржуазился и застыл в заданных рамках, и практически на пустом месте возник панк. Это была резкая и быстрая музыка с хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Играли панк-рок любители, временами не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой и практикой. Но зато панк-музыкант обязан был делать шокирующие заявления, носить короткую стрижку, одеваться исключительно в черную кожу, украшать себя невероятной бижутерией в виде булавок и т. п. -- этот имидж не претерпел существенных изменений и "имеет хождение" даже сегодня.
Sex Pistols
Clash
Duran Duran
Culture Club



К Ссылкам

Copyright © 2004 by Villon (compilation)

Hosted by uCoz