Уэйкман интенсивно работает как сессионер, по приглашению таких музыкантов, как Кэт Стивенс, Дэвид Боуи (Honky Dory), Марк Болан, после чего, в начале 1970 года присоединяется к группе Strawbs, вызвав своей работой здесь немедленный восторг критиков. Затем он демонстрирует свое выдающееся мастерство игры на клавишных и классические влияния в работе с группой Yes, одновременно в 1973 году выпустив свой первый сольный альбом [1], встреченный с восторгом.
Однако музыкальные и личные разногласия впоследствии вынудили его покинуть ансамбль к концу 1973 года, после чего он всецело отдается сольной работе.
Альбом [2], музыкальная интерпретация романа Жюля Верна, был записан во время концерта в Лондонском Королевском Фестивальном Зале в январе 1974 года и стал немедленно номером один в английских списках и номером три в американских.
Впоследствии он поставил эту работу на открытом воздухе в лондонском саду Кристал Пэлэс в июле того же года, с использованием оркестра и хора, а так же огромных надувных макетов доисторических чудовищ. Чуть позже, как естественный результат его черезчур напряженной работы и честолюбивых планов (12 гастрольных поездок по Англии и США с группами Yes и Strawbs за короткое время) с ним случается сердечный приступ.
Неустрашимый, едва оправившись от него, он вновь берется за тематический проект, требующий большого размаха.
В начале 1975 года выходит альбом [3], для записи которого он использовал оркестр из 45 и хор из 48 исполнителей.
Концертная премьера этой композиции состоялась в Лондонском Имперском Бассейне в мае 1975 года, вновь в сопровождении массивной оркестровой и хоровой поддержки к его собственной группе The English Rock Orchestra.
Однако, с того момента коммерческое и критическое счастье начинает отворачиваться от "дядюшки Рика", как его называют друзья, хотя он и является почти бессменным лауреатом своей категории в анкете читателей "Melody Maker".
Он действительно является блестящим пианистом и чародеем электронных клавишных инструментов. Кажется, что синтезатор был изобретен именно для него. На сцене Рик окапывается за органом Хэммонда, Могом и электропиано, словно за стенами крепости, показывая себя не только великолепным инструменталистом, но и возбуждающим шоуменом, производя впечатление электронного колдуна. Более того, Уэйкман неплохой композитор.
Приводим впечатления композитора Яна Френкеля от выступления Уэйкмана на фестивале MIDEM-76 ("Музыкальная жизнь", 1976, #8):
"Я не знал содержания программы, с которой должен был выступать Уэйкман, и имени его раньше не встречал. Более того, думал, что в этот вечер состоится обычный сборный концерт "звезд"... Сложная аппаратура, появившаяся на сцене, электронные инструменты, группа из семи человек - все как обычно. Разве что одежды уж слишком экстравагантны для MIDEM. В одеянии Рика Уэйкмана было что-то от одеяния древнего рыцаря: странный голубой хитон, под которым виднелась кольчуга, длинные прямые льняного цвета волосы покрывали его спину... Но вот группа стала играть, и это оказалось так неожиданно интересно, так непохоже на других, что я подумал: "Наверное, случайно, а дальше начнется все то же, что и у других". Но и дальше все было замечательно.
Никто не объявлял их номеров. Сам Уэйкман эпически распевно читал тексты. Прекрасный музыкант, он словно колдовал разными электроинструментами, создавая картины большой эмоциональной силы, которые вдруг сменялись эпизодами, полными прозрачной предрассветной тишины, когда слышен голос каждой птицы, потом снова обрушивал каскад звуков, нагнетая внутреннее напряжение... Его музыка будила воображение, будоражила. У меня было ощущение, что я попал в волшебную страну.
Я подумал, что даже такой музыкант, как Рик Уэйкман - а он явление очень яркое и интересное - не может себе позволить просто играть. разница лишь в том, что ему каким-то чудом удается все же не предать музыку, не подменить ее ширпотребом, а откупиться лишь внешними атрибутами модного стиля: чрезвычайно экстравагантной одеждой и звуковыми перегрузками. Таких, как Рик Уэйкман - единицы. И надолго ли у него хватит сил бороться за сохранение собственной индивидуальности?".
В 1976 году он реорганизует English Rock Orchestra в более портативный коллектив - Эшли Холт (вокал), Роджер Нивелл (бас), Джон Данстервилл (гитара) и Тони Фернандес (вокал), плюс медная секция с Рэгом Бруксом и Мартином Шилдзом - для турне по США и Бразилии.
На экраны мира тем временем выходит фильм "Листомания" Кена Рассела, для которого Уэйкман написал музыкальное сопровождение. Выпушенный отдельно альбом с саундтрековой записью [4] стал, по мнению критиков, худшим в его коллекции. Вскоре на рынок выходит очередной концептивный альбом [5], посвященный сказочной Атлантиде, грандиозный и напыщенный проект, а чуть позже - очередной саундтрек [6] к фильму о Белой олимпиаде в Инсбруке.
Деловые интересы Рика выходят, как правило, за пределы его непосредственной музыкальной деятельности. Он владелец фирмы, производящей музыкальные инструменты, записывающей студии, а также фирмы проката роскошных автомобилей. У Рика громадные аппетиты к жизни и ее удовольствиям, но они просты - пиво, автомобили и отличная компания. У него есть скаковые лошади. Рик живет с семьей в большом особняке в провинции Букингемшира. Очень доброжелательный человек, оставивший массу неопубликованной работы в благотворительных детских концертах. Рик склонен делиться своими удачами с другими.
Однако, с переменой во вкусах и настроении публики, вызванной с появлением новой волны, деятельность Рика перестали принимать всерьез, а сам он стал человеком, ругать которого стало "шикарно" и "современно". Его карьера оказалась типичным примером судьбы многих роковых звезд: сначала талант Уэйкмана был сдишком переоценен, затем - в такой же мере недооценен, и, похоже, такое положение вряд ли изменится. Многие не поняли, что Рик - прежде всего - поп-музыкант, развлекающийся сам и желающий развлечь публику. Когда он записал свои магнум-опусы [2] и [3], тогдашние оценки включали его в узкий круг гениев, сделавших огромный вклад в построение синтеза классики и рока, однако, точнее было бы причислить Рика к числу музыкантов- развлекателей, создающих инструментальную музыку для массового потребления, таких, как Джеймс Ласт, Поль Мариа, Мантовани. После того, как он отказался от участия в проекте создания супергруппы UK, с Брафордом и Уэттоном, в начале 1977 года Рик вернулся в ансамбль Yes не прекращая сольных записывающих мероприятий.
Его альбом [7], в создании которого помогли Рику коллеги по группе Сквайе и Хау, оказался работой достаточно претенциозной и местами напоминающей лучшие образцы творчества музыканта.
Позже он написал музыку к фильму "The Riddle Of The Sands" и выпустил двойной альбом [9], который показал, что Рик сам правильно понимает свое положение на современной сцене. Продолжительные "концептуальные" композиции заменены краткими музыкальными виньетками, безупречно исполненными и записанными, но сама музыка исполнена в стиле "я играю, чтобы убить время", и слушать ее нужно именно так.
В начале 1980 Рик Уэйкман вторично и окончательно покинул свою группу Yes.
|