Андрей Минаев (Villon)
http://andminaev.narod.ru


Программа по гитаре

Мои комментарии к программе

      Villon / Для педагогов / Классическая гитара в России


    Данная статья мне попалась на диске с рефератами. Надеюсь, автор не будет на меня в обиде, так как я не собираюсь приписывать статью себе, и уж тем более - получать за неё деньги. Просто решил ознакомить с этой проблемой своих учеников, хотя скорее она привлечет внимание некоторых преподавателей, то есть той части их, которая умеет обращаться с компьютером и интересуется сетевыми ресурсами по своей специальности.
К сожалению, данный текст является лишь кратким описанием работы В. Ганеева; было бы интересно ознакомиться с полным текстом, так как мои мысли во многом совпадают со взглядами автора.




Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России в целом отличается от западноевропейского и имеет свои особенности.

В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народного и академического. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.

В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.

Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения — основами методики преподавания игры на инструменте.

Обозначенная проблема проявляет себя во всех сферах творческой деятельности: профессиональном исполнительстве, обучении в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования, в трактовке сущности инструмента, в отношении к оригинальному репертуару. Именно сегодня в связи с изменением общественно-политической ситуации в России указанная проблема обретает особую остроту, злободневность и возможность ее решения. Отсюда — актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Развернутых исследований, в том числе диссертационного плана, и научных монографий, посвященных проблеме академического статуса классической гитары, в отечественной музыкальной науке и музыкальной педагогике до настоящего времени не было. Вместе с тем имели место многочисленные дискуссии, затрагивающие тему целесообразности преподавания классической гитары в рамках кафедры народных инструментов.

К вопросу академизации народных инструментов в современном профессиональном исполнительстве и преподавании обращаются Д.И. Варламов, А.А. Горбачев, О.И. Спешилова и др.

Большинство работ, посвященных гитарному искусству, представляют собой в одних случаях описание интересных событий и личных переживаний, не предполагающее научного анализа явлений, в других — содержат сконцентрированную информацию историко-биографического характера (имена, события, биографические очерки, письма, воспоминания и т.д.).

Различным аспектам российского гитарного искусства посвящали свои работы отечественные авторы, среди которых представители как XIX в. — А.С. Фаминцын, В.А. Русанов, так и ХХ в. — М. Иванов, Б. Вольман, А. Ширялин, Н.А. Иванова-Крамская и др. Одним из крупнейших исследователей истории гитары в России, В.П. Машкевичем, собрано и систематизировано значительное количество информации о деятелях гитарного искусства. Составленная во многом на основе его материалов энциклопедия М.С. Яблокова «Классическая гитара в России и СССР» — труд, значение которого для истории развития гитары невозможно переоценить.

Попытку исследовать историю развития гитары наиболее объективно, не вступая в полемику о главенствующей роли какого-либо из инструментов (имеется ввиду шестиструнная и семиструнная гитары), предпринимает Б. Вольман в работах «Гитара и гитаристы» и «Гитара в России».

Определение периодов развития гитарного искусства в России содержится в многочисленных статьях и заметках В.М. Мусатова, однако предметом его изучения является не классическая гитара, а российское гитарное искусство в целом.

Наибольший интерес представляют диссертации К.В. Ильгина «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство» и Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» Первая работа посвящена в основном особенностям сосуществования двух видов гитары — русской семиструнной и шестиструнной — на территории России, а также их влиянию на русское гитарное исполнительство в целом; вторая — сконцентрирована на методике преподавания в среднем звене профессионального музыкального образования. В этом ряду находится и исследование А.А. Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле», посвященное традициям камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, особенностям репертуара, практической связи гитарного исполнительства с исполнительским искусством в области других инструментов, а также музыкально-выразительным возможностям гитары в данном амплуа.

Активизации научных исследований в области искусства классической гитары способствовала первая в истории российской гитаристики научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание», однако обсуждаемые проблемы не затрагивали вопросов комплексного изучения искусства классической гитары как искусства академического.

Таким образом, российские историки гитары рассматривали, как правило, «гитарное явление» вообще, не разделяя искусство российской гитары на «классическое» и «неклассическое», и поэтому не ставили вопрос об академической природе классической гитары. Работы современных исследователей, посвященные в большинстве своем отдельным вопросам, таким как формирование репертуара, методика преподавания и т.п., не затрагивают проблемы, связанные с сущностью понятия «классическая гитара», комплексным изучением истории исполнительства на данном инструменте, систематизацией и периодизацией искусства классической гитары, а также с особенностями преподавания в системе профессионального музыкального образования России.

Объект исследования — гитарное исполнительское искусство в отечественной музыкальной практике.

Предмет исследования — исполнительские и педагогические условия, обеспечивающие академический статус классической гитары в системе высшего профессионального музыкального образования России.

Цель исследования — обоснование академической природы классической гитары с целью формирования образовательной модели обучения исполнителя-гитариста, соответствующей академическому статусу классической гитары в российской системе высшего профессионального музыкального образования.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть российскую историю развития гитары в контексте общеевропейского искусства, провести комплексный анализ ее основных периодов с позиций развития конструкции инструмента, репертуара, сложившихся национальных традиций, исполнительства и обучения;

  2. обосновать особенности конструкции классической гитары, определяющие ее академическую природу в контексте современного музыкального инструментария;

  3. определить основные виды профессионального исполнительства на классической гитаре, сформированные в соответствии с историческими этапами развития музыкального искусства и формами слушательского восприятия;

  4. охарактеризовать современные условия обучения исполнителя на классической гитаре в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования;

  5. сформировать образовательную модель профессиональной подготовки исполнителя, соответствующую академической природе классической гитары.

Гипотеза исследования.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

  1. Российское гитарное искусство характеризуется особым статусом классической гитары как народного инструмента, несоответствующего его академической природе.

  2. Академическая сущность искусства игры на классической гитаре обусловлена авторской конструкцией инструмента, выходом за рамки национальной культуры и наличием компонентов академического искусства: профессионального исполнительства, обучения в рамках системы профессионального образования и оригинального репертуара.

  3. Возрождение академического статуса классической гитары в системе профессионального музыкального образования, утерянного в процессе исторического развития отечественного гитарного искусства, обеспечивается созданием образовательной модели, направленной на комплексное обучение профессиональных исполнителей.

Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: теория музыкального образования (А.С. Базиков, В.И. Горлинский, Т.Г. Мариупольская, Б.Л. Яворский), история гитарного искусства (К.В. Ильгин, В.П. Машкевич, А.А. Петропавловский, Э. Шарнассе, А.В. Ширялин), методика преподавания классической гитары (П.С. Агафошин, А.Ф. Гитман, А.М. Иванов-Крамской, Э. Пухоль), методика преподавания игры на других музыкальных инструментах (А.Д. Алексеев, Л.С. Ауэр Л.А. Баренбойм, С.Е. Фейнберг Г.М. Цыпин, И.М. Ямпольский), проблема академизации народных инструментов (Д.И. Варламов, А.А. Горбачев, М.И. Имханицкий, О.И. Спешилова), теория стиля и жанра (М.К. Михайлов, Е.В. Назайкинский, С.С. Скребков, А.Н. Сохор), психология музыкальных способностей (Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин), проблемы отечественной музыкальной культуры начала ХХ века (Б.В. Асафьев, А.И. Демченко), музыкальная коммуникация (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, А.Н. Якупов), отечественная фольклористика (И.И. Земцовский), методика применения информационно-компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования (Г.Р. Тараева, А.И. Марков), теория любительского музицирования (В.Н. Сыров, И.А. Хвостова).

Важным компонентом методологической основы диссертации явились труды философов Э. Гуссерля, И. Канта, А.Ф. Лосева.

Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ, синтез, обобщение положений философской, исторической, педагогической и методической литературы, учебных планов и программ, диссертационных исследований; структурно-функциональное моделирование. Эмпирические методы исследования включали наблюдение, анализ различных видов деятельности, обобщение личного педагогического опыта.

Положения, выдвигаемые на защиту:

  1. Российское искусство игры на классической гитаре находится в русле основных тенденций мирового инструментального исполнительства, однако при всем академическом сходстве с исполнительскими школами других стран обладает национальным своеобразием: дискретностью развития, связанной с изолированностью России от мирового сообщества, зависимостью на начальном этапе от испанского влияния и статусом народного инструмента в российской системе профессионального музыкального образования.

  2. Академическое гитарное искусство суть профессиональная деятельность публичного характера в сфере преподносимой музыки. Структура академического исполнительского искусства предусматривает выход за рамки национальной культуры, наличие инструмента авторской конструкции и включает в себя следующие компоненты: профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и оригинальный репертуар различных эпох и стилей. Искусство игры на классической гитаре отвечает всем вышеназванным требованиям и, следовательно, является академическим искусством.

  3. Образовательная модель, соответствующая академическому статусу инструмента, утерянного в процессе исторической эволюции отечественного гитарного искусства, обеспечивает необходимые педагогические условия для комплексного обучения профессиональных исполнителей на классической гитаре в системе профессионального музыкального образования России.

Научная новизна исследования. Теоретическая новизна исследования определяется постановкой проблемы и избранной позицией и заключается в следующем:
  1. установлены закономерности исторического развития западноевропейского и отечественного профессионального гитарного исполнительства;

  2. уточнены и сформулированы признаки народного инструмента, необходимые для дифференциации понятий народного и академического;

  3. дана дефиниция академического гитарного исполнительского искусства, определены компоненты его структуры;

  4. раскрыта академическая сущность классической гитары как инструмента, обладающего всеми необходимыми признаками данной категории музыкальных инструментов;

  5. выявлена взаимозависимость академического исполнительского искусства и обусловленной его особенностями структуры профессионального музыкального образования.

Практическая новизна исследования заключается в создании образовательной модели, ориентированной на практическую деятельность по подготовке исполнителей-гитаристов, включающей в себя использование информационно-компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы и обоснованы структура и сущность академического исполнительского искусства; уточнены связи и различия народного и академического инструментов; проанализированы закономерности исторического развития исполнительского искусства игры на классической гитаре; выдвинута и решена на теоретическом уровне проблема академического статуса классической гитары в системе отечественного профессионального музыкального образования.

Практическая значимость. Аналитический материал диссертации, его основные научные положения и выводы могут быть использованы в формировании курсов специального инструмента, камерного ансамбля, концертмейстерского класса, истории исполнительства и методики обучения на классической гитаре, в разработке принципиально новых образовательных стандартов комплексной подготовки профессиональных исполнителей-гитаристов.

Достоверность исследования определяется применением системного подхода, обеспечившего комплексное и всестороннее рассмотрение исследуемого явления, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, документально-фактологического материала и теоретических наблюдений, соответствием методов исследования его задачам и специфике академического гитарного искусства, подтверждением правомерности выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова; в докладах на международных и региональных научно-практических конференциях (Тамбов, 2002, 2004, 2005, 2006); в ходе чтения лекций в рамках Областных педагогических чтений (Тамбов, 2005), курсов повышения квалификации преподавателей классов классической гитары (Тамбов, 2002; Саратов, 2006); посредством публикации статей по теме исследования. Элементы сформированной в исследовании образовательной модели в настоящее время используются в процессе обучения студентов класса классической гитары ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Кафедрой народных инструментов осуществлено изменение учебного плана, в который введены предметы: камерный ансамбль, концертмейстерский класс, оркестр гитаристов.

Структура и основное содержание работы

Текст диссертации, объемом 185 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются степень научной разработанности проблемы, цель, объект, предмет и задачи исследования, формулируется гипотеза, излагаются положения на защиту, уточняются методологические основы и методы исследования, раскрываются научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Глава I — «Классическая гитара: история создания, совершенствования и функционирования» — посвящена истории западноевропейского и российского гитарного искусства, сравнительному анализу основных периодов ее развития в западноевропейской и российской (столичной и провинциальной) истории. Глава содержит три параграфа.

В § 1 — «История западноевропейского гитарного искусства» рассматриваются версии возникновения прототипов классической гитары разнообразных конструкций в культуре Индии, Китая, Египта, Греции.

Совершенствование конструкции древних музыкальных инструментов связано с появлением шейки, первоначально игравшей роль «усилителя прочности» (развитие этого вида щипковых привело к появлению арфы, псалтериума, гуслей и т.п.), а затем ладов на грифе. Наиболее вероятными предками гитары исследователи считают древнеегипетский инструмент нефер, индийский щипковый инструмент вину, древний арабский музыкальный инструмент уд. Здесь же упоминаются струнные щипковые инструменты древнегреческой цивилизации (форминга, лира, кифара), а также Древнего Китая (юань и юкин), возникновению которых приписывается исключительная роль в последующем формировании конструкции гитары (Э. Шарнассе).

Из проведенного анализа источников, свидетельствующих о бытовании того или иного инструмента, становится очевидным, что достоверно определить время возникновения музыкального инструмента, обладающего признаками гитары, весьма затруднительно. Говорить с уверенностью о прототипе классической гитары возможно лишь с VII–VIII вв., ознаменованных появлением в Испании инструмента фидокулы («родителя» латинской гитары), а затем мавританской гитары. Разница в приемах игры на этих инструментах позволяет судить об их разном практическом применении и на этом основании отдать предпочтение латинской гитаре как наиболее вероятному прототипу классической гитары.

Появление в дальнейшей исполнительской практике «конкурирующих» с гитарой инструментов (лютни и виуэлы) способствовало техническому совершенствованию ее конструкции. Наиболее значительными преобразованиями в конструкции инструмента были расширение его диапазона (посредством прибавления сначала одной, а затем и двух басовых струн) и возрождение приема puanteado. Данные преобразования, наряду с общеевропейскими тенденциями в музыкальном искусстве, явились базой, обеспечивающей развитие гитарного искусства в так называемый «блестящий период».

Выдающиеся исполнители, представители данного периода, среди которых — Диониссио Агуадо, Фернандо Макарио Сор, Мауро Джулиани и др., совершили ряд преобразований как конструкции инструмента, так и методико-исполнительских принципов. Блестящий период характеризуется формированием классического репертуара и основных инструментальных составов в камерно-ансамблевом музицировании. Вместе с тем гитарное искусство XIX в. формировалось обособленно от основных тенденций мировой музыкальной культуры, развиваясь преимущественно по пути салонного музицирования. Не став на данном этапе в полной мере академическим, оно заложило необходимый «репертуарный фундамент» для следующего периода.

В своей конструкции классическая гитара утвердилась лишь в XIX веке, благодаря творческим поискам и техническим разработкам мастера Антонио де Торреса, и в этом смысле (авторства конструкции) родственна другим академическим инструментам. Прежде всего с этим, а также с возрождением испанского национального искусства связан возобновившийся к концу столетия интерес к гитаре. В это время активизируется деятельность концертирующих гитаристов, которые в свою очередь оказали значительное влияние на формирование репертуара.

Таким образом, в ХХ в. сосуществуют несколько видов гитар, отличающихся конструкцией, способом игры и сферой практического применения, что порождает путаницу в определениях и тавтологию (например, «классическая шестиструнная гитара»), проникшую в исследовательскую и методическую литературу. В содержании параграфа приводится сравнительный анализ существующих в российской исполнительской практике инструментов, основным результатом которого является положение о том, что классическая гитара имеет западноевропейское происхождение (как и все существующие виды гитар), авторскую конструкцию и академическую природу.

Особенностям развития российского гитарного искусства посвящен § 2 — «История исполнительства на классической гитаре в России». В данном параграфе предлагается периодизация исполнительского искусства на классической гитаре в соответствии с этапами его развития, а также проводится анализ деятельности выдающихся исполнителей, внесших значительный вклад в развитие отечественного гитарного искусства.

Период предыстории классической гитары в России (ок. 1798–1926) характеризуется поисками в области конструкции инструмента, его строя, количества струн и т.п. В этом разделе освещается деятельность М.Д. Соколовского (первого российского профессионально концертирующего исполнителя-гитариста, интерпретатора классических произведений для гитары), Н.П. Макарова (первого в истории гитарного искусства России артменеджера, продюсера Всемирного конкурса в Брюсселе), И.Ф. Деккер-Шенка (автора первого в истории российской «гитарной педагогики» методического пособия, отражающего общеевропейские тенденции развития классической гитары и академическую природу этого инструмента), В.П. Лебедева (исполнителя, способствовавшего формированию отношения к классической гитаре как к «русскому народному инструменту») и П.С. Агафошина (первого в истории советской гитаристики профессионального преподавателя классической гитары). Основным достижением данного периода является формирование любительского гитарного исполнительства.

Главными чертами допрофессионального периода (1926–1960) явились подвижническая деятельность энтузиастов классической гитары (в частности, А.М. Иванова-Крамского) и противостояние этому процессу деятелей гитары семиструнной. Характерной особенностью данного периода явилось исчезновение классической гитары из среднего звена профессионального музыкального образования и вытеснение системного профессионального обучения на периферию, а также за пределы России.

Следующий период развития российского искусства классической гитары (1960–1981) характеризуется «реабилитацией» инструмента во всех сферах, результатом которой стало его официальное признание. Классическая гитара возвращается сначала в среднее звено профессионального музыкального образования, а затем — в высшее. В этот период началась активная деятельность В.М. Деруна, А.В. Минеева, Н.А. Ивановой-Крамской и др., которая способствовала восстановлению классической гитарой черт академического инструмента в рамках системы профессионального образования.

Профессиональный период развития искусства классической гитары в России (1981–2000) связан с открытием в 1981 г. класса классической гитары в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, международным признанием российских исполнителей, стремительным развитием профессионального исполнительства, методики преподавания, конкурсно-фестивальной и исследовательской деятельности.

Развитие классической гитары в провинции отличалось от российского центра «несинхронностью» отдельных периодов расцвета и упадка, что дало основания для рассмотрения особенностей провинциального гитарного искусства в § 3 — «Классическая гитара в российской провинции». Здесь отмечается значительный вклад в развитие академического гитарного искусства России в исполнительском, преподавательском и научно-исследовательском аспектах провинциальных гитаристов: Л.В. Девятова (Куйбышев), А.В. Попова (Томск), В.М. Мусатова (Владикавказ), В.И. Попова (Екатеринбург) и др. Более подробный анализ проводится на примере истории развития искусства классической гитары г. Саратова, типичной для провинциальных городов России.

Всесторонне рассматривается деятельность А.П. Шулера, Й. Паммера (основателей академического гитарного искусства в Саратове), А.И. Чапурина, Е.А. Марахтанова, В.М. Тюрина, И.И. Заславского, Л.Л. Байтмана и др.

На основе анализа исследуемых явлений предлагается периодизация истории развития академического гитарного искусства в Саратове.

Глава II — «Академическое искусство игры на классической гитаре: сущность, структура, функции» — посвящена рассмотрению российского академического гитарного искусства с позиций профессионального исполнительства, системы профессионального обучения и репертуара.

В § 1 — «Сущность, структура и функции академического исполнительского искусства» — на основе проведенного анализа дается определение академическому музыкальному искусству как виду профессиональной творческой деятельности, придерживающемуся установленных традиций (канонов) и имеющему художественно-эстетическую, воспитательную, образовательную функции. Определяя сущность академического искусства, автор дает дефиницию, согласно которой академическое музыкальное исполнительство есть вид профессиональной творческой деятельности публичного характера в сфере преподносимой музыки.

Структура академического искусства представляет собой совокупность трех компонентов: профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и наличие оригинального репертуара различных эпох и стилей. Непременными условиями функционирования данной структуры являются наличие музыкального инструмента авторской конструкции и выход искусства за рамки одной национальной культуры.

В параграфе раскрываются понятия «сущность», «признак», «народный», «любительский», «профессиональный», «академический»; определяются принципиальные различия между академизацией народных инструментов и академической природой музыкального инструмента.

В России гитара традиционно имеет статус народного инструмента, который не соответствует ее академической природе. Искусство игры на классической гитаре обладает академической сущностью: содержит все три компонента академического искусства, выходит за рамки национальной культуры и имеет инструмент авторской конструкции. В параграфе раскрывается понятие «статус», говорится о необходимости возрождения академического статуса классической гитары в системе отечественного музыкального образования.

В § 2 — «Профессиональное исполнительство как первый компонент академического искусства» — рассматривается профессиональное гитарное искусство Западной Европы и России, особенности формирования отечественного исполнительского стиля на классической гитаре, виды профессионального исполнительства, сформированные в соответствии с историческими этапами развития музыкального искусства (синкретического, эстетического и технического). На основе данного анализа выводятся понятия, определяющие виды профессионального исполнительства, зависящие от восприятия слушательской аудитории: прикладное, художественно-эстетическое, виртуальное. Дается определение профессионального исполнительства на классической гитаре как вида профессиональной музыкальной исполнительской деятельности с использованием инструмента авторской конструкции, выходящего за рамки национальной культуры. Рассматриваются особенности формирования исполнительского стиля на классической гитаре в России.

§ 3 «Система профессионального образования как второй компонент академического искусства» посвящен сравнительному анализу развития западноевропейского и российского музыкального образования в области классической гитары. Приводится краткая характеристика методической литературы в области гитарного искусства. Рассматривается западноевропейская и российская история обучения игре на гитаре в аспекте ее общности с преподаванием игры на других академических инструментах.

Таким образом, в настоящее время искусство игры на классической гитаре имеет сложившуюся, выходящую за рамки какой-либо одной национальной культуры систему образования, направленную на формирование профессионального исполнителя-гитариста.

В § 4 «Структура репертуара для классической гитары как третий компонент академического искусства» — дается классификация репертуара для классической гитары, в основу которой легли различные признаки: инструментальное предназначение, исполнительский состав, национальная стилистика, художественный стиль и целевое назначение. Анализ элементов структуры репертуара для классической гитары показывает ее взаимосвязь с определенными историческими периодами развития профессионального исполнительства. Многонаправленное развитие современного российского репертуара для классической гитары оказывает прямое влияние на стремительное развитие академического гитарного искусства России.

Глава III «Классическая гитара в системе отечественного профессионального музыкального образования» — посвящена российскому аспекту академического гитарного искусства. Внимание в § 1 «Современная система профессионального обучения игре на классической гитаре в России» сосредоточено на становлении и развитии системы профессионального музыкального образования в России, формировании ее основных особенностей и принципиальных отличий от западноевропейской.

В российском гитарном искусстве советского периода классическая гитара приобрела статус народного инструмента, что привело к игнорированию академической природы инструмента и, как следствие — его «депрофессионализации» в высшем звене системы российского профессионального музыкального образования. Следствием сложившейся ситуации стало отсутствие комплексной, ориентированной на практическую деятельность, подготовки исполнителей-гитаристов. Анализ блока предметов специальных дисциплин подтверждает необходимость корректировки учебных программ в соответствии с современными требованиями подготовки специалиста.

Классическая гитара обладает индивидуальностью, неповторимостью, уникальностью своей истории и конструкции, спецификой подготовки исполнителей, репертуара, выразительных возможностей, поэтому неприемлемо объединение ее ни с какой-либо другой группой инструментов. В настоящее время классическая гитара все еще не заняла достойного места в российской многоуровневой системе профессионального образования.

§ 2 «Образовательная модель как средство формирования профессионального исполнителя на классической гитаре» — является попыткой формирования необходимых педагогических условий профессиональной подготовки исполнителей-гитаристов. Действующий в настоящее время учебный план включает в себя три блока дисциплин — общий, общепрофессиональный, специальный. В предлагаемой модели подвергаются корректировке уже существующие предметы специального блока и вводятся новые: камерный ансамбль, концертмейстерский класс, история исполнительства на классической гитаре.

Данная образовательная модель включает в себя все необходимые дисциплины, преподавание которых в комплексе будет способствовать формированию современного типа профессионального исполнителя на классической гитаре, ориентированного на практическую деятельность во всех видах профессионального музыкального исполнительства и обладающего широкими системными знаниями в своей области.

Использованию современных технических средств в образовательном процессе посвящен § 3 «Информационно-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования», в котором обосновывается необходимость использования современных технических возможностей в области преподавания игры на классической гитаре с целью повышения эффективности обучения.

В параграфе приводится краткий обзор, характеристика, сравнительный анализ, а также категории русскоязычных ресурсов глобальной сети Интеренет, посвященных классической гитаре (информативные, событийные, персональные, комбинированные).

Значительное место уделено исследованию возможности использования дистанционного обучения в области музыкального образования. Автор определяет дистанционное обучение как вид организации учебного процесса, предусматривающий пространственную дистанцию и временной разрыв в ходе получения знаний и использование информационно-компьютерных технологий, обеспечивающих адекватную коммуникацию между педагогом (образовательным учреждением) и обучающимся (студентом).

Современный уровень развития технических средств и программного обеспечения позволяет использовать элементы дистанционного обучения в музыкальном образовании в виде мультимедийных, а точнее гипертекстовых учебников. Представлено описание авторского мультимедийного пособия «Классическая гитара в Саратове».

Заключение содержит основные выводы исследования:

1. История развития классической гитары свидетельствует о том, что российская исполнительская школа находится в русле основных тенденций мирового исполнительского искусства, но при этом обладает национальным своеобразием. Изолированность России от мирового сообщества, особенность сложившейся политической ситуации в стране, зависимость гитарного искусства от испанского влияния привели к тому, что развитие российского искусства классической гитары было дискретным, а исполнительская школа лишь к концу ХХ века получила мировое признание.

2. Академическая природа классической гитары подтверждается ходом всей истории ее развития — совершенствованием конструкции, установлением строя, эволюцией исполнительской техники, формированием репертуара и методических принципов преподавания. Традиционное для России представление о классической гитаре как о народном инструменте не может считаться правомерным по причине его несоответствия комплексу объективных признаков.

3. Проведенное исследование подтверждает, что искусство игры на классической гитаре имеет академическую природу, так как предполагает авторскую конструкцию инструмента и наличие компонентов академического исполнительского искусства: выходящее за рамки национальной культуры профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и наличие оригинального репертуара.

4. Избрав исходной установкой выявление специфики гитарного искусства, определение природы классической гитары, автор проанализировал виды профессионального исполнительства, которые формируются в рамках структуры музыкальной деятельности и классифицируются следующим образом: прикладное, художественно-эстетическое и виртуальное.

5. Российская система государственного профессионального музыкального образования, действующая в настоящее время, определила статус классической гитары, не соответствующий академической сущности инструмента. С изменением политического строя в России в конце ХХ века, несмотря на многочисленные образовательные реформы разных направлений и масштаба, данная сфера не претерпела существенных изменений. Следствием существующего положения является отсутствие комплексной, ориентированной на практическую деятельность, структуры подготовки исполнителей-гитаристов.

6. Средством преодоления сложившейся ситуации является создание необходимых педагогических условий подготовки профессиональных исполнителей на классической гитаре в рамках высшего музыкального образования. Данные условия обеспечивает образовательная модель, соответствующая академической сущности инструмента, задачам профессионального музыкального образования разных уровней государственной системы. Оптимальная форма организации учебного процесса в рамках высшего профессионального музыкального образования, соответствующая всем необходимым требованиям, —кафедра классической гитары. Предложенная образовательная модель способствует формированию специальных профессиональных навыков исполнителей-гитаристов, представляет собой комплекс предметов специального блока, соответствующий современным требованиям.

7. Информационно-компьютерные технологии могут быть успешно использованы в сфере профессионального образования исполнителей-гитаристов. Дистанционное обучение должно строиться на эффективной мультимедийной обучающей программе. Предложенное автором мультимедийное пособие демонстрирует возможности информационно-компьютерных технологий в преподавании курса истории исполнительства на классической гитаре.

8. Внедрение результатов предложенной образовательной модели позволит обеспечить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов, будет способствовать развитию отечественного оригинального репертуара для классической гитары. Проблемы реализации проекта связаны с необходимостью изменения существующих государственных образовательных стандартов.

9. Создание кафедры классической гитары, обеспечивая инструменту академический статус, опосредовано влияет на совершенствование общей структуры профессионального музыкального образования России.



Список публикаций

1. Ганеев В.Р. Проявление народных традиций в современном репертуаре для классической гитары / В.Р. Ганеев // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике / Опыт международного исследования. – Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. – С. 45–49.

2. Ганеев В.Р. Классическая гитара в системе профессионального музыкального образования / В.Р. Ганеев // 120 лет музыкального образования в Тамбове: история, проблемы, перспективы: сб. тезисов рег. межвуз. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2002. – С. 17–19.

3. Ганеев В.Р. Классическая гитара и профессиональное музыкальной образование в России / В.Р. Ганеев // 120 лет музыкального образования в Тамбове: история, проблемы, перспективы: материалы рег. межвуз. науч.-практ. конф. 13–14 марта 2002. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2002. – С. 21–36.

4. Ганеев В.Р. Классическая гитара в сфере начального музыкального образования. Профессионализм или самодеятельность / В.Р. Ганеев // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: сб. научных статей. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2002. – С. 28–34. Вып.4.

5. Ганеев В.Р. Классическая гитара в России. Основные периоды развития // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: сб. научных статей / В.Р. Ганеев. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2004. – С. 21–23. Вып.5.

6. Ганеев В.Р. Интернет и классическая гитара в России // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. тезисов международной научно-практической конференции / В.Р. Ганеев. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2005. – С. 49–51.

7. Ганеев В.Р. Классическая гитара и музыкальная культура Востока // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: сб. тезисов I Международной научно-практической конференции / В.Р. Ганеев. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2005. – С. 8–11.

8. Ганеев В.Р. Классическая гитара в Саратове: «Немецкий след» и культурные традиции / В.Р. Ганеев // Музыкальная культура Германии: тез. междунар. науч. Интернет-конф. 26 сент. – 14 окт. 2005 г. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2006. – С. 45–49.

9. Ганеев В.Р. Некоторые особенности формирования педагогического репертуара для классической гитары в России / В.Р. Ганеев // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. тезисов международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2006. – С. 119–121.

В том числе в изданиях, рекомендованных ВАК:

10. Ганеев В.Р. Академический статус классической гитары в системе профессионального музыкального образования России / В.Р. Ганеев // Искусство и образование. – М., 2006. – № 5. – С. 93–98.

1 Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992.

2 Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. – Л.: Музгиз, 1961; Вольман Б. Гитара и гитаристы. – Л.: Музыка, 1968.

1 Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / К.В. Ильгин. – СПб, 2003.

2 Дмитриева Н.Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Дмитриева. – М., 2004.

3 Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле: дис. … канд. искусствоведения: / А.А. Петропавловский. – Н. Новгород, 2006.

4 Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 12–13 апр. 2005 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2005.

    Автор статьи - Ганеев В.Р.

Назад к странице для педагогов


RELAX FM – спокойная волна Wikipedia - The Free Encyclopedia НТВ - телевидение инноваций

Copyright © 2004—2006, Villon (compilation)
Design © 2006, Dee
Hosted by uCoz