Первый вопрос, который, возникнет у Вас, когда Вы начнёте читать этот текст, будет, возможно, таким:
– А почему, собственно, мой ребёнок должен пользоваться пособием никому не известного Минаева, а не учебниками, по которым занимались многие поколения гитаристов, например, Школа Агафошина, или Школа Каркасси (см. список в конце книги) - Чем вы лучше их, молодой человек?
– Ну, во-первых, молодым я был лет двадцать пять назад, за это время я вырастил достаточно много музыкантов; некоторые из них, может быть, скоро приведут ко мне своих детей. А что касается известности... Много ли мы знаем о тех, кого не видим по телевизору? Если человек каждый день проводит от 5 до 10 уроков, а потом часов 5–10 сидит за компьютером – когда заниматься своим продвижением? Потом, я вовсе не утверждаю, что я лучше. Читайте, сравнивайте. выбирайте.
– А вот иногда встречаются книги с заголовком “Самоучитель”. Значит, можно заниматься и без учителя?
– Вообще-то, можно, конечно... Если есть большой талант и такое же терпение и трудолюбие. Но лучше – под руководством опытного музыканта.
– А по этому учебнику можно будет заниматься с другим педагогом?
– Можно. Педагоги, правда, разные бывают… Многие гитаристы почему-то считают себя истиной в последней инстанции (Я не такой. Глубоко убеждён, что человек, не сомневающийся в себе, неинтересен и опасен.), поэтому я не уверен, что коллеги будут пользоваться моим пособием.
– Ладно, посмотрим, что вы за педагог.
– Ну, если Вы сделали свой выбор, тогда – конкретно об этом пособии.
Автор ставит своей целью помочь учащемуся заниматься дома, а также – дать репертуар, удобный в разборе и исполнении, мелодичный и легко запоминающийся. Для облегчения восприятия (..."чтоб не измучилось дитя"...) была выбрана форма шутливой беседы. Не секрет, что дети сейчас в школе перегружены, поэтому я вижу своё предназначение в снятии всевозможных стрессов, выпадающих на их долю. Но трудиться всё равно придётся! И лучше – вместе.
Не только ребёнок должен выполнять всё, что пишет в дневнике учитель, но и родители должны слушать ребёнка, присутствовать на уроках (хотя бы в первом полугодии), чтобы понять основные моменты, за которыми надо следить, постараться помочь ребёнку адаптироваться к инструменту.
– Что значит - "адаптироваться"?
– Это значит, что инструмент должен стать продолжением его души, одним из его органов. Представим себе двоих гитаристов (которые, конечно, редко встречаются в жизни в чистом виде):
· первый - играет фугу Баха неуверенно, пугаясь зрителей, скрюченными, зажатыми руками, на дребезжащих струнах и с кривой спиной;
· второй - играет хроматическую гамму (поочерёдно все ноты подряд, на каждом ладу), но с душой, красивым, полным звуком, хорошими, свободными руками, выпрямившись, не напрягаясь и не задумываясь ни на долю секунды, где прижать следующую ноту.
Кого Вам приятнее будет слушать?
Ответ, думаю, очевиден. Так что же надо знать и к чему стремиться, чтобы добиться внимания слушателей? Вот об этом-то я и пишу в учебнике. Насколько это мне удалось - судить Вам вместе с ребёнком.
Чтобы музыка доставляла наслаждение, необходимо даже слушателю прикладывать некоторые усилия, под лежачий камень вода не течёт. И, уж конечно, детское сознание должно перешагнуть через свои обычные рамки - "меня все любят, всё покупают, что я прошу. Зачем трудиться, когда можно немного покапризничать - и всего добьёшься!" Ваш долг - помочь ребёнку войти в новую жизнь, ведь этот переход окажет большое влияние на то, как он будет расти дальше. Надо приучить юного музыканта к многократным повторениям одного и того же материала - ведь движения усваиваются не так быстро, как, скажем, стихи или математические правила, каким бы талантливым он ни был.
Если Вам посчастливилось воспитать терпеливого, уравновешенного и трудолюбивого малыша - а начинать воспитывать его надо ещё до рождения - то все опасения беспочвенны. Но практика показывает, что такие ученики попадаются в лучшем случае раз в двадцать лет. Так что приготовьтесь к конфликтам, которые возникнут примерно в первые 2-3 недели учёбы.
Помните однако, что если мы, желая, чтобы цветок быстрее рос, будем тащить его вверх за листья – ничего не выйдет. Надо только поливать его вовремя. Так же и с ребёнком. Мы не добьёмся желаемого результата, поливая его руганью и нотациями. Лучше вовремя похвалить, причём - искренне и заинтересованно. Пусть даже первый результат совсем незначителен, но если он замечен Вами - ребёнок обязательно это запомнит и будет стремиться стать ещё лучше.
Успехов Вам на нелёгком пути!