Андрей Минаев (Villon)
http://andminaev.narod.ru


Диалог 1

Диалог 2

Диалог 4

Выбор инструмента

Переделка семиструнной гитары в шестиструнную

    Villon / Диалоги о гитаре / Диалог 3


Диалог об истории гитары (после 1775 года)

     Новый строй быстро распространился почти по всей Европе, кроме Англии, долго игравшей на пяти струнах, и Испании, предпочитавшей до 1820 года шесть двойных струн. Знаменитый итальянец Луиджи Боккерини (1743-1805), поселившись в Мадриде, ввёл гитару в шесть своих квинтетов, а также написал первую симфонию с партией гитары.
     Испанец Фернандо Сор (1778-1839) в 1813 г. приехал в Париж, где приобрёл репутацию одного из лучших виртуозов. В 1815 г. он открыл шестиструнную гитару англичанам, с 1823 по 1828 год жил в Москве, где поставил несколько балетов на свою музыку.
     Итальянцы Мауро Джулиани (1781-1829), Фернандо Карулли (1770-1841) и Маттео Каркасси (1792-1853) были крупными профессиональными гитаристами, но все они приобрели свою славу после эмиграции: Джулиани – в Австрии, Карулли и Каркасси – во Франции. Карулли и Каркасси были первыми, кто предложил современную посадку с подставкой под левой ногой. Джулиани в своих поездках не обошёл вниманием и Россию.
     Жил 4 года в России и Марк Аврелий Цани де Ферранти (1800-1878), концертирующий гитарист, работавший в консерватории Брюсселя, а затем при бельгийском дворе. Луиджи Леньяни (1790-1877) – певец и гитарист, также славившийся по всей Европе, был связан тесной дружбой с Никколо Паганини (1782-1840), который был не только знаменитым скрипачом, но и блестящим гитаристом, оставившим множество сочинений для гитары. Антон Диабелли (1781-1858), Карл Мария фон Вебер (1786-1826) и Франц Шуберт (1797-1828) также часто вводили партию гитары в свои сочинения. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) написал два романса для голоса и гитары, Гектор Берлиоз (1803-1869) также использовал гитару в аккомпанементах к своим произведениям.
     Изданная в 1825 г. в Мадриде “Школа игры на гитаре” Дионисио Агуадо (1784-1849) ознаменовала окончательный отход от двойных струн.
     Французский гитарист Наполеон Кост (1806-1883) – лучший ученик Ф. Сора – играл на шестиструнной гитаре с добавленной седьмой басовой струной, но это начинание не получило поддержки у гитаристов.
     В России в это время пользовались широкой известностью М. Соколовский (1818-1883) и Н. Макаров (1810-1890), автор “Школы высшей техники игры на гитаре”, которая и сегодня вызывает большой интерес.
     К концу XVIII века выходит из тьмы неизвестности искусство фламенко. Это связано с данным цыганам разрешением поселяться в городах Испании. Фламенко представляет собой одновременно танец, пение и игру на гитаре в различных сочетаниях. Появление с 1842 г. так называемых кафе кантанте в Севилье и других городах дало возможность мастерам фламенко демонстрировать своё искусство перед публикой. Одновременно растёт и техника исполнения, хотя большинство исполнителей не знает нотной грамоты. Основатель современного стиля сольной игры фламенко – Рамон Монтойя (1880-1949). Знамениты были также Маноло де Уэльва, Нино Рикардо, Аугустин Кастеллон.
     – Сколько имён… И я ни о ком из них не слышал ни по радио, ни по телевизору.
     – О нас с тобой тоже вряд ли кто-нибудь напишет биографические исследования. Хотя, если ты будешь с таким же усердием заниматься гитарой, с каким раньше смотрел сериалы и играл в компьютерные игры – кто знает… Но я думаю, известность – это не самое большое удовольствие в жизни.
     Создателем современной школы игры на гитаре является испанец Франсиско Таррега-Эшеа (1852-1909), до 10 лет обучавшийся на фортепиано, но затем под руководством Хулиано Аркаса быстро освоивший и гитару. Основные положения его методики преподавания изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля Виларруби (1886-1980) “Рациональный метод игры на гитаре” (1933 г., Буэнос-Айрес), создавшего также большое количество пьес для гитары.
     На основе методики Ф. Тарреги сформировались впоследствии такие всемирно известные исполнители, композиторы и педагоги, как Ж. Робледо, Д. Фортеа, И. Лелюп, М. Льобет (1878-1938), а также Андрес Сеговия (1893-1987), которого следует выделить в этом ряду имён как крупнейшего гитариста-виртуоза XX века.
     Благодаря концертной деятельности А.Т. Сеговия и его последователей, усиливших интерес к классической гитаре, многими крупными композиторами было написано более 100 концертов для гитары с симфоническим оркестром, множество сюит, виртуозных пьес и миниатюр – среди них произведения бразильца Э. Вила Лобоса (1887-1959), итальянца М. Кастельнуово-Тедеско (1895-1968), француза А. Жоливе (1905-1974), мексиканца М. Понсе (ок. 1882-1948), испанцев М. де Фальи (ум. 1946), Х. Турины (1882-1949), Ф. Моррено-Торробы (ум. 1982) и Х. Родриго (р. 1902), англичанина Б. Бриттена (1913-1976), немца З. Финка и других.
     Концертная и педагогическая деятельность А.Т. Сеговия послужила примером многим выдающимся гитаристам, таким, например, как З. Беренд (Германия), Л. Валькер (Австрия), А. Диас (Венесуэла), Д. Брим (р. 1933, Англия), Дж.Вильямс (р. 1941, Англия), М.Л. Рамос, М.Л. Анидо, А. Лауро и Э. Битетти (Аргентина), Н. Епес (р. 1927, Испания), О. Киглия и М. Гасбарронни (Италия), А. Лагойя (франция), И. Прести (ум. 1967, Франция), Й. Катанабе и И. Судзуки (Япония), Й. Йовичич (быв. Югославия), Л. Сендрей-Карпер (Венгрия), М. Зеленка (быв. Чехословакия), К. Паркенинг (США), С. и Э. Абреу (Бразилия), Л. Брауэр (Куба) и многим другим.
     Посещение А. Сеговией в 1926, 1927 и 1936 годах России имело большое значение для развития нашего гитарного искусства. После октябрьского переворота 1917 г. традиции классической гитары развивали П. Агафошин, П. Исаков, В. Яшнев, А. Иванов-Крамской, Л.Ф. Андронов. Успешно работали на педагогическом поприще П. Вещицкий, Г. Еманов, чьим учеником был автор этих строк, В. Славский и многие другие.
     – А как Вы начали учиться?
     – Когда-то я отдыхал в пионерском лагере - в период застоя это было модно - было мне тогда лет 14. Услышав впервые песни The Beatles и The Rolling Stones, я, естественно, захотел играть так же, как они. Я брал у ребят гитару, уходил в беседку, клал гитару себе на колени и подбирал мелодии. Конечно, я держал гитару неправильно, но много позже, уже когда закончил музыкальное училище и работал в оркестре, однажды увидел по телевизору слепого гитариста – лучшего в мире на тот момент – играющего таким же способом. Правда, потом он взял гитару, как все, и сыграл не хуже, а затем – заложил её за спину, а потом играл на ней и языком, и зубами…
     – А мы будем играть языком?
     – Ты и так много болтаешь. Слушай дальше.
     Пока у нас происходила революция, Америку завоёвывал джаз. Вот этапы его большого пути: рэгтайм (1920-1930), блюз (с 1930), бибоп (1942-1945), модерн, кул (с 1950), фри-джаз (с 1960), джаз-рок (с 1970). Сегодня мы наблюдаем явление взаимопроникновения самых различных джазовых (и не только) стилей.
     Фолк-музыка (кантри, блюграсс) завоёвывает признание примерно к 1960 году. Вплоть до наших дней ей сопутствует всемирный успех. Эта музыка отличается свободой выбора постановки и техникой, ориентирующейся на классическую. Мастера этого направления – Чет Аткинс, Мерл Тревис, Вуди Гатри. Немало способствовали распространению его в своё время Пол Саймон и Арт Гарфанкел.
     И, наконец, рок – это знаменитые Чак Берри, Джимми Пэйдж, Эрик Клэптон, Джими Хендрикс, Кейт Ричард, Ван Хален, Марк Нопфлер, Ингви Мальмстин, Джон Маклафлин и Джордж Харрисон, сказавший в своё время крылатую фразу: “Сеговия – наш общий папа”. Кстати, именно Джордж изображён на обложке этой книги.
     – А я-то думал, это Вы в юности, Андрей Викторович.
     – К сожалению, в таком возрасте я уже имел по “-7” в каждом глазу, так что меня скорее можно сравнить с Сеговией (см. фотоальбом).
     – Да, от скромности Вы не умрёте.

Назад к Диалогам

RELAX FM – спокойная волна Wikipedia - The Free Encyclopedia НТВ - телевидение инноваций

Copyright © 2004—2006, Villon (compilation)
Design © 2006, Dee
Hosted by uCoz