Блюз (blues, от blue devils - грусть, меланхолия) - жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX века.
Как отмечают исследователи, блюз родился как музыка социального и расового неравенства, песня угнетенного афроамериканского населения.
Оставаясь по сути своей традиционным народно-бытовым искусством, блюз постепенно профессионализировался, вышел на концертную эстраду, дав в ХХ веке целую плеяду ярчайших исполнителей.
Родиной блюза считается дельта реки Миссиссиппи. Самые ранние формы блюза - дельта- или сельский блюз (Чарли Паттон, Сон Хаус, Роберт Джонсон). В 1920-х годах, на волне массовой миграции темнокожего населения в города в поисках работы сформировался так называемый классический, или городской блюз ("St. Louis Blues" У. Хэнди (1914), творчество Ма Рэйни, Ч. Хилла, Бэсси Смит). Выделяют также разновидности блюза: техасский блюз, чикаго-блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз, зайдеко, уэстсайд-блюз, лайт-блюз, необлюз и др.
Поначалу блюз исполнялся в основном в сопровождении акустических инструментов (гитара, часто самодельная, банджо и др.); в 30-е годы появились электроинструменты, ансамбли с участием фортепиано и ударных. Более интенсивно, мощно и энергично звучащая форма блюза - ритм-н-блюз - нашла распространение в послевоенное время (Мадди Уотерс, БиБи Кинг, Бадди Гай и др.). Попытки белых музыкантов (Билл Хэйли, Элвис Пресли) делать кавер-версии "черных" блюзов привели к появлению рок-н-ролла, за которым в начале 60-х последовала волна т.н. "белого ритм-энд-блюза" (Alexis Korner Blues Incorporated, John Mayall's Bluesbreakers, Rolling Stones, Эрик Клэптон и др.). Дальнейшее ужесточение саунда, "опрощение" блюзовой манеры интонирования дало хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и др.). Вместе с тем, блюзовое искусство существует в своих традиционных формах, и, хотя носители его, к сожалению, уходят (Джон Ли Хукер), на смену им появляются музыканты нового поколения (Кенни Уэйн Шеферд).
Для блюзов характерен особый тип формы, т.н. "блюзовый квардрат". Это 12-тактовый период (соответствующий 3-строчной стихотворной строфе) с общей схемой гармонических последовательностей: T-T-T-T / S-S-T-T / D-S-T-T (противоречит "классической" логике тонико-доминантовых тяготений). Для мелодии характеры вопросо-ответные структуры и использование блюзового лада. Специфика последнего связана с так называемыми "блюзовыми нотами" (которые как раз и придают музыке специфический "горько-сладкий" эмоциональный привкус): низкие 3, 7, а иногда и 5 ступени в мажоре (минорные блюзы редки). Причем степень "низкости" этих ступеней не поддается точной фиксации и может варьироваться в пределах более полутона ("блюзовые зоны"). Блюзовое интонирование (с элементами глиссандирования) выполняется голосом, с помощью "подтяжек" (bends) струн и приема bottleneckslide на струнно-щипковых инструментах и др.
Тексты песен могут быть самого разного содержания, но более характерны темы любовных страданий, разлуки, обездоленности, хотя есть немало блюзов, в которых воплощена вся полнота и радость жизни.