Андрей Минаев (Villon)
http://andminaev.narod.ru


Classic

Country

Gospel

Blues

Rhythm and blues

Boogie Woogie

Folk rock

British rock

Punk rock

Hardcore (Punk rock)

Hardcore (Techno)

Emo-core

    Villon / Кто как играет / Рок-н-ролл


    Термин "рок-н-ролл" изобрел Алан Фрид из Кливленда - диск-жокей одной из американских радиостанций. В начале 50-х годов в США была популярной песня в стиле "ритм-н-блюз", в которой была такая фраза: "We'll rock, we'll roll", что примерно означает "мы будем качаться, мы будем кружиться". Эту фразу и пустил в ход Алан Фрид, употребив ее в описании новой музыки, которую он передал по радио. Слово "рок-н-ролл" тотчас же вошло в обиход.



    Алан Фрид не только изобрел термин "рок-н-ролл", но и энергично пропагандировал новый музыкальный стиль. В его основе лежал негритянский "ритм-н-блюз", а про Алана говорили, что он знает, как превратить черную музыку в деньги белых. Став знаменитостью, он снялся в нескольких фильмах, самый знаменитый из них - "Танцуй рок круглые сутки", где участвовал Билл Хейли, пожалуй, самый первый исполнитель "чистого" рок-н-ролла. И все же основной источник доходов предприимчивого изобретателя составляли взятки, полученные от пейолы - прокручивания по радио пластинок определенных исполнителей (ведь каждый раз исполнитель получает немало денег от радиокомпании). В результате в 1960 году Алан Фрид был приговорен к заключению и денежному штрафу и вскоре умер от алкоголизма.
    Еще один человек, который претендует на авторство в создании рок-н-ролла, это Маленький Ричард - негритянский певец, исполнитель музыки "ритм-н-блюз". В 1973 году он заявил, что является основателем рок-н-ролла, подобно тому, как Форд основателем фирмы "Форд". Маленький Ричард утверждал, что именно он первым ускорил темп ритм-н-блюза, и это стали называть рок-н-роллом.
    В действительности рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому чернокожие музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания.
    Для рок-н-ролла характерен быстрый темп (4/4), обильное использование молодёжного сленга (нередко негритянского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.
    До 1954 года популярность рок-н-ролла не выходила за пределы нескольких штатов. Настоящий успех пришел после появления на киноэкранах картины "Джунгли грифельных досок" о бандах подростков-школьников. Действие фильма сопровождалось музыкой, исполнявшейся оркестром Билла Хейли. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.
    Новая музыка в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.
    Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954—55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бессчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.
    Биллу Хейли было уже за тридцать, подростки причисляли его к старшему поколению, а им хотелось видеть на экране своего сверстника. И тогда появился Элвис. Элвис Пресли отлично вписался в голливудские стандарты и к тому же обладал незаурядным голосом. Его исполнению были присущи исключительный динамизм и темпераментность, поклонники немедленно признали в нем "своего парня". И вот Элвис, болтая коленями и небрежно бросая пальцы на струны гитары, прокричал в микрофон: "Я хочу немного поторчать на этом свете и почувствовать острый вкус жизни, танцуя рок" и стал богом американский молодежи. Именно поэтому, хотя его нельзя считать первым исполнителем рок-н-ролла, историю нового стиля исчисляют с момента появления на эстраде Элвиса Пресли.
    С момента появления на эстраде Элвиса Пресли рок-н-ролл развивался как бы под свой собственный ритм - спрос на пластинки рос с каждым годом, а тексты песен становились более социальными, проблемными. Рок-н-ролл танцевали все - от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Порчестером. Не обошлось и без курьезов: в сентябре 1957 года в Манчестере в церкви Всемилостивой богородицы и святого Фомы Кентерберийского рок-н-ролл звучал во время богослужения. Под аккомпанемент органа, двух электрогитар и ударника церковный хор исполнял религиозные гимны в стиле рок-н-ролл - чего не сделаешь, чтобы привлечь молодежь к церкви.
    После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.
    Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» (The Beatles) середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — «рок».
    Традиционный рок-н-ролл, как жанр рок-музыки, несколько раз переживал возрождение: в конце 1960-х (группы Creedence Clearwater Revival, Mungo Jerry), в середине 1970-х (Shakin' Stevens, Showaddywaddy) и, наконец, в начале 1980-х гг., когда многие панк-группы взяли на вооружение рокабилли (Stray Cats), — они же дали рождение сайкобилли. В 1986 году был учреждён «Зал славы рок-н-ролла», в который ежегодно на церемении в Нью-Йорке вводятся влиятельные исполнители рок-музыки (не обязательно жанрового рок-н-ролла 50-х гг.). В 1993 году в Кливленде, шт. Огайо, был открыт музей «Зала славы рок-н-ролла».

В статье частично использован материал из Википедии — свободной энциклопедии.


Домой

Рейтинг@Mail.ru
RELAX FM – спокойная волна LearnMusic - Программа поддержки музыкального образования Wikipedia - The Free Encyclopedia Портал midi.ru - некоммерческое сообщество музыкантов

Copyright © 2004—2006, Villon (compilation)
Design © 2006, Dee
Hosted by uCoz